Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Сведения

Адаптированная основная образовательная программа



ГО

СУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ»

Рассмотрена          

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

От «_31 »_августа_2020   г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор    _________ Р.М. Дзугкоев

                           31 августа 2020 г.

                         

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНВАЛИДОВ

И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Владикавказ   2020




Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)

11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение: «Владикавказский колледж электроники » (ГБПОУ «ВКЭ»).

Разработчики:

Сланова И.Л. - заместитель директора по учебной работе;

Зубко Н.В. - методист;

Гречева И.Б. – начальник учебной части;

Кадиев А.Х. - руководитель физического воспитания;

Есенова М.О.. - педагог - психолог.




Содержание

1.             Общие положения.

1.1.       Определение и назначение адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования.

1.2.       Используемые термины, определения, сокращения

1.3.       Нормативные документы для разработки АОПСПО

1.4.       Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы СПО

1.5.       Требования к поступающему

2.             Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

2.1.       Цель адаптированной образовательной программы

2.2.       Трудоемкость адаптированной образовательной программы

2.3.       Особенности адаптированной образовательной программы

2.4.       Основные пользователи адаптированной образовательной программы

2.5.       Характеристика профессиональной деятельности выпускника

2.5.1.      Область профессиональной деятельности

2.5.2.      Объекты профессиональной деятельности

2.5.3.      Виды профессиональной деятельности

2.6.       Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

2.6.1.      Общие компетенции

2.6.2.      Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции

3.             Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

3.1.           Учебный план

3.2.       Календарный учебный график

3.3.       Рабочие программы

4.             Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы

4.1.       Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций.

4.2.       Требования к выпускным квалификационным работам

4.3.       Организация Государственной итоговой аттестации выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями.

4.4.       Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ППССЗ по специальности

5.             Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

5.1.       Кадровое обеспечение

5.2.       Учебно-методическое и информационное обеспечение

5.3.       Материально-техническое обеспечение

5.4.       Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

5.5.       Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



1.     Общие положения

1.1.      Определение и назначение адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования в ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники» для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это учебно­методическая документация, определяющая рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В структуру адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования (АОП СПО) включаются: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов и иные компоненты.

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования ориентирована на решение следующих задач:

-            создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

-           повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-           повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-               возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

-               формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования для обучающихся инвалидов и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования для обучающихся инвалидов и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана в ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники» с учетом основополагающих положений:

-                               основу организации образовательного процесса на ступени среднего профессионального      образования        оставляют технологии

развивающих образовательных систем, каждая из которых обеспечена соответствующим учебно-методическим комплектом;

-           адаптированная образовательная программа в ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники» предполагает подготовку обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при соматических заболеваниях в инклюзивных группах;

- адаптированная образовательная программа содержит обязательную часть (80% от общего объема программы) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (20% от общего объема программы).

1.2.            Используемые термины, определения,сокращения

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

СПО- среднее профессиональное образование.

ФГОС СПО- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена.

Обучающийся с ОВЗ - обучающий с ограниченными возможностями здоровья. АОП             СПО-        адаптированная образовательная программа среднего

профессионального образования.

1.3 Нормативные документы для разработки АОПСПО

-              Нормативно-правовую базу разработки АОП СПО для обучающихся инвалидов и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляют:

Международные документы

-              Всеобщая Декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

-              Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования - принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО);

-              Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах умственно-отсталых лиц - принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г.;

-              Декларация ООН о правах инвалидов - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975года;

-              Всемирная программа действий в отношении инвалидов - принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года;

-              Конвенция ООН о правах ребенка - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.: «Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» (Ст. 23).

-   Всемирная декларация об образовании для всех - рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей, Джомтьен, Тайланд, 5-9 марта 1990 г.;

-   Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года;

-             Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.:

Мы признаем «...необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования. Мы считаем и торжественно заявляем о том, что: каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями. построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех...».

-   Конвенция ООН о правах инвалидов - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года:

«Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а)   к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия;

б)   к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме;

с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества».

-   Рекомендация № R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов - принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года;

-   Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов - принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 62/127 от 18.12.2007 г.

Федеральные документы

-   Конституция РФ 1993 г.

-   Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

-   Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-   Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);

-             Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. №175;

- «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр- 271): «Новая школа - это школа Для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалиДов, Детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Ведомственные Документы

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей специальности;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36«Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам СПО»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291«Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2001г. № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2015 г. № ВК- 2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении».

Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:

- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281);

- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 06- 830вн).

1.3.          Нормативный срок освоения адаптированной образовательной
программы СПО

Нормативные сроки освоения программы подготовки специалистов среднего звена определяются ФГОС СПО по соответствующей специальности.

Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО при необходимости увеличивается не более, чем на 10 месяцев.

1.4.              Требования к поступающему

Прием на обучение осуществляется на общедоступной основе. Абитуриент должен представить один из документов государственного образца:

-               для лиц, поступающих на базе среднего общего образования - аттестат о среднем общем образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, или диплом о среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании;

- для лиц, поступающих на базе основного общего образования - аттестат об основном общем образовании.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в колледж сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

-    вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

-    присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

-    поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

-    поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка- инвалида) с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

2.         Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

2.1.       Цель АОП

АОП имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности.

Программа подготовки специалистов среднего звена ориентирована на реализацию следующих принципов:

-         приоритет практико-ориентированных знаний выпускника;

-         ориентация на развитие местного и регионального сообщества;

-         формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования;

-         формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях.

2.2.       Трудоемкость АОП

Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы определяется в соответствии с ФГОС СПО по соответствующей специальности.

2.3.              Особенности АОП

Подготовка специалистов ведётся на фундаментальной социально­ экономической основе, профессиональная подготовка сочетается с изучением социальных аспектов специальности.

Подготовка по программе предполагает изучение учебных дисциплин и профессиональных модулей по соответствующей специальности по циклам ООП:

-                   Общеобразовательный цикл (для обучающихся на базе основного общего образования);

-                   Общий гуманитарный и социально-экономический учебные циклы;

-                              Математический и общий естественнонаучный учебные циклы;

-    Общепрофессиональные дисциплины;

-    Профессиональные модули

2.4.       Основные пользователи АОП

Основными пользователями АОП являются:

-         Преподаватели колледжа;

-         студенты, обучающиеся по специальности;

-        администрация и коллективные органы управления колледжем;

-        абитуриенты и их родители, работодатели.

2.5.       Характеристика профессиональной деятельности выпускника

2.5.1.       Область профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников:

08 Финансы и экономика;

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее).

2.5.2.       Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

-     имущество и обязательства организации;

-     хозяйственные операции;

-     финансово-хозяйственная информация;

-     налоговая информация;

-     бухгалтерская отчетность;

-     первичные трудовые коллективы;

-     организация процесса предоставления услуг;

-     запросы потребителей гостиничного продукта;

-     процесс предоставления услуг;

-      технологии формирования, продвижения и реализации гостиничного продукта.

2.5.3.       Виды профессиональной деятельности

Подготовка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ведётся по видам деятельности, которые определены ФГОС СПО по данной специальности.

2.6.       Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

Выпускник должен обладать общими и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС СПО по данной специальности.

3.            Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

3.1.      Учебный план

3.2.      Календарный учебный график

3.3.      Рабочие программы

Для адаптированной образовательной программы - ППССЗ:

- Рабочие программы учебных дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла

- Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего естественно-научного цикла

- Рабочие программы дисциплин общепрофессионального учебного цикла

- Рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла

- Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла

- Рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура»

- Программы учебной и производственных практик

- Программа государственной итоговой аттестации

4.                 Контроль и оценка результатов освоения адаптированной
образовательной программы

4.1.     Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной    аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с

ограниченными    возможностями здоровья         устанавливаются колледжем         и

преподавателями самостоятельно с учетом ограничений здоровья и индивидуального подхода.

Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.

Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен быть направлен на своевременное выявление затруднений и отставаний в обучении для внесения корректив в учебную деятельность.

Промежуточная аттестация обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в форме зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости возможно увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также возможно предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете и экзамене.

Возможно установление колледжем индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого необходимо использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.

4.2.          Требования к выпускным квалификационным работам

Требования к выпускным квалификационным работам общие для всех обучающихся колледжа и определяются Положением о выпускной квалификационной работе студента ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники».

4.3. Организация Государственной итоговой аттестации выпускников инвалидов
и выпускников с ограниченными возможностями

Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

-        проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

-        присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссией);

-        пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

-        обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

Для слабовидящих:

-     обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

-      выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

-      задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

-     обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

-              письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

4.4.         Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ППССЗ по специальности

При реализации адаптированной образовательной программы используется нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ППССЗ по каждой специальности:

4.4.1.      Комплекты оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам.

4.4.2.      Контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям.

4.4.3.      Программа Государственной итоговой аттестации выпускников колледжа.

5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями

5.1. Кадровое обеспечение

Реализация программы АОП обеспечено педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин (модулей). Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, и имеют возможность проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

В колледже полномочия ответственности за инклюзию распределены общим структурам и структурным подразделениям.

5.2.          Учебно-методическое и информационное обеспечение

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, видам практик.

В рамках образовательной программы реализация дисциплины «Физическая культура» осуществляется в соответствии с Положением об организации процесса физического воспитания в ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники». На основании медицинских документов обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья определяются в специальную медицинскую группу. Эта категория обучающихся занимается по специальным программам с соответствующими требованиями по ограничению физической нагрузки.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин, междисциплинарных курсов. Во время самостоятельной подготовки обучающийся пользуется сетью Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов. Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий обучающихся, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Кабинеты и лаборатории оснащены в соответствии с требованиями действующих федеральных государственных образовательных стандартов: муляжами, фантомами, тренажерами, медицинским оборудованием и приборами, предметами ухода, химреактивами в достаточном количестве; оснащенность учебных помещений техническими средствами обучения - 12 аудиторий колледжа оснащены стационарными мультимедийными установками, в двух кабинетах используются интерактивные доски.

5.3.     Материально-техническое обеспечение

Минимально необходимый для реализации ППССЗ по специальности перечень учебных кабинетов, мастерских и других помещений:

5.3.1. Кабинеты:

- дисциплин общеобразовательного цикла (русский язык и литература, история, обществознание, математика, физика, химия, биология и экология, информатика, иностранный язык, основ безопасности жизнедеятельности);

- дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла;

- учебных дисциплин математического и общего естественно-научного циклов; общепрофессиональных дисциплин;

- профессиональных модулей.

5.3.2.       Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.

5.3.3.       Спортивный зал.

5.3.4.       Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека:

-               Установлен пандус.

-               Обустроена стоянка.

-               Установлена кнопка вызова сотрудников колледжа для сопровождения инвалида вздание.

-               есть комната отдыха и релаксации для инвалидов и маломобильных групп населения.

5.3.5.      Наличие сопровождения образовательного процесса и условий для здоровьесбережения:

-      психолого-педагогическое сопровождение (преподаватели психологии, классные руководители, тьюторы);

-      социальное сопровождение (социальный педагог);

-      медицинско-оздоровительное сопровождение (оборудованный медицинский кабинет);

-      волонтерская помощь (студенческий волонтерский отряд)

-      спортивное оборудование, адаптированное для обучающихся с различными видами нарушений;

-      адаптация дисциплины «Физическая культура» для обучающихся с различными видами нарушений.

5.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями

Практика является обязательным разделом адаптированной образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Для адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по специальности.

Практическое обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже организовано в группах совместно с другими обучающимися. Организация практики обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с Положением о практики в ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники» на общих основаниях без предоставления специальных рабочих мест.

При необходимости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

5.5.          Характеристики среды образовательной организации, обеспечивающие развитие общих (социально-личностных) компетенций

Система воспитания в ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники» предполагает создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности и является многоуровневым и многоплановым процессом. Воспитательное воздействие на обучающихся осуществляется как через образовательный процесс, так и во внеучебное время, и принимает разные формы: от индивидуального общения с личностно-ориентированным подходом к каждому студенту до коллективных мероприятий группового, отделенческого и общеколледжного уровня.

Целью воспитательной работы педагогического коллектива колледжа является формирование социокультурной среды, развитие условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, актуализация воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

Основным требованием к образовательному процессу в условиях развития социокультурной среды является организация процесса, создающего атмосферу активного творческого овладения специальностью. Создание гуманитарной (социокультурной) среды предполагает создание комплекса условий для социального, нравственного, профессионального, физического становления и развития личности молодого специалиста, создание благоприятной атмосферы для самостоятельной деятельности самих студентов.

Приоритетными направлениями являются в равной мере нравственное и профессиональное воспитание. Нравственное воспитание включает в себя формирование общечеловеческих норм поведения, воспитание честности, ответственности, сознательной дисциплины. Помимо традиционных классных часов, посвященных памятным датам, связанным с деятельностью выдающихся писателей, поэтов, художников, студенты колледжа также посещают театры, художественные выставки, литературно-музыкальные вечера, проводимые библиотеками города Владикавказа. Немаловажной составляющей нравственного направления воспитательной работы является приобщение студентов к трудовым делам и милосердию, а все воспитательно-образовательное пространство колледжа способствует повышению общего культурного уровня и развитию интеллекта обучающихся В вопросах нравственного воспитания, формирования толерантного сознания студентов администрация колледжа тесно сотрудничает с различными религиозными конфессиями города.

Профессиональное воспитание предполагает формирование интереса к освоению профессиональных компетенций, развитие познавательной активности и культуры умственного труда, стремления к профессиональному мастерству и творческому отношению к делу. Студенты колледжа активно участвуют в создании творческих проектов разной направленности, представляя их на конкурсах различных уровней, в работе научных кружков по специальности. Ежегодно организуются научные конференции и профессиональные конкурсы.

Гражданско-патриотическое направление воспитательной работы включает в себя воспитание любви к своему Отечеству, уважительного отношения к его истории и готовности к его защите. Важное значение имеет формирование сознательного отношения к своему общественному долгу, ответственности за будущее Родины.

Правовое воспитание предусматривает формирование правовых знаний и убеждений, правовой профессиональной ответственности, а также навыков привычного правомерного поведения и активной правоохранительной позиции. Для студентов колледжа должно стать нормой уважение законов и обязанностей граждан, уважительное отношение к органам и лицам, охраняющим порядок в обществе; толерантное отношение к представителям других национальностей и религиозных конфессий. В колледже сформирована система проведения классных часов гражданско-правовой и патриотической направленности, традиционным стало проведение праздников, посвящённых Дню города, Дню Конституции, Дню Победы, Дню независимости России. Для студентов организуются посещения музеев краеведческого, истории города, Боевой славы, встречи с ветеранами войны и труда, с интересными людьми.

Воспитание здорового образа жизни и пропаганда валеологических принципов, которая является неотъемлемой составной частью профессиональных обязанностей каждого медицинского работника, занимает должное место в системе воспитания колледжа. В колледже студенты активно привлекаются к занятиям в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, настольному теннису. Этот раздел работы имеет прямое отношение к созданию здоровьесберегающего пространства и является особенно актуальным. Преподаватели колледжа организуют для студентов познавательные лекции по пропаганде здорового образа жизни. Реализуя задачи экологического воспитания, в рамках городских экологических акций студенты колледжа участвуют в мероприятиях по уборке и озеленению нашего города.

В колледже функционирует волонтерский отряд, у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде.

В колледже организована служба социальной адаптации, которую возглавляет педагог-психолог.

Задачами данной службы являются:

- Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание колледжа, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

-        Повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

-        Повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

-        Возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

-        Обеспечение социальной и психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) при получении ими среднего профессионального образования.

-        Эффективное и качественное формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков.

-        Подготовка студентов к трудовой деятельности в условиях конкуренции на рынке труда.

-        Создание эмоционального комфорта, вхождение в студенческое сообщество.

-        Профилактика проявлений дезадаптивных черт личности.

Ожидаемые результаты:

-        успешная адаптация обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями;

-        стабильная динамика показателей результативности в учебе, исследовательской деятельности, спорте, творчестве, социальной деятельности;

-        снижение показателей различных негативных явлений;

-        укрепление престижа колледжа в регионе;

-        стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных соревнований;

-        профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, нравственным поведением, способный к творческому труду;

-              успешная адаптация выпускников в профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1 Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.

2  Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с.

3 Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. :  НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.

4 Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

5 Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.

6 Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова, Л. В. Серебренников, В. В. Солдатов. – Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2009. – 65 с.

7 Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева  – СПб., 2004.- 134 с.

8 Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.

9 Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. -С.76-83